Артикуляционная гимнастика
1. Нижняя челюсть. Открываем рот довольно широко и начинаем жевательные движения. Упражнение повторять в течение 15 секунд.
2. Губы и щёки.
- губы сомкнуть, набрать в рот воздух. Начинать как бы полоскание рта, как будто чистим зубы;
- изобразить фырканье лошади;
- надувание губ (верхнюю, нижнюю).
3. Язык.
- упражнение «Грибок»: широкая улыбка, рот открыт. Язык в плоском состоянии присасывается к нёбу за верхними резцами. Держать в этом положении 10-15 секунд;
- упражнение «Лошадка». Цоканье языком по нёбу, как будто издаём стук лошадиных копыт по каменной дорожке;
- упражнение «Качели». Рот открыт (широко), зубы обнажены. По очереди язык заходит то за нижние, то за верхние зубы. Повторять 5-6 раз.
4. Мягкое нёбо. Воспроизведение гласных звуков на выбор взрослого.
Веселые стихи про букву Д для детей
Доброго пути
Нам желают:
— Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
(А. Кондратьев)
Дождик, дождик
Кап да кап!
Ты не капал бы на пап.
Ты не капал бы на мам —
Приходил бы лучше к нам.
Папам — сыро.
Мамам — грязно,
Нам с тобою — Рас-пре-красно!
(М. Яснов)
Добрый дождик
Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую — дождик идет за спиной.
Я шагу прибавил — скорее домой!
А дождик вприпрыжку помчался за мной.
Тогда я сказал, обернувшись к нему:
— Позволь мне вернуться домой одному!
Я знаю — бывают упрямы дожди.
Но этот ответил:
— Ну ладно, иди…
(В. Друк)
Доктор
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как мам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор:
— Еже! —
Отвечает доктор гневно:
— Ежедневно!
(Э. Мошковская)
Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак)
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Е. Благинина)
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
(В. Линькова)
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел, дятел
Дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
— Дятел, в дереве — дыра.
Перестать давно пора!
(Б. Тимофеев)
Дед Мороз
Добрый Дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принес.
Но какой-то странный дед:
В шубу мамину одет.
А глаза его Большие,
Как у папы, голубые.
И улыбка даже,
Ну конечно, та же!
Это папа! Я молчу.
Втихомолку хохочу –
Пусть позабавляется,
Может, сам признается.
(А. Береснев)
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу.
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О. Дриз)
Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награды им вручили.
(В. Берестов)
Дикобраз
Старый еж в лесах Кавказа
Как-то встретил Дикобраза.
Ну и ну! – воскликнул еж.
— На кого же ты похож!
(Б. Заходер)
Доброе утро
— Доброе утро! — птицы запели.
— Добрые люди, вставайте с постели;
Прячется вся темнота по углам.
Солнце взошло и идет по делам.
(А. Кондратьев)
Доброй ночи
— Доброй ночи! — молвит тишина;
Каждому сейчас она слышна;
Говорит бесшумными словами:
— Спите, я всю ночь останусь с вами.
(А. Кондратьев)
Доктор
Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя!
(Г. Виеру)
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный!
(И. Токмакова)
Постановка звука Д
Чтобы речь ребенка была чистой и правильной, а окружающие его понимали,нужно чтобы все звуки произносились чётко. Относится это ко всем буквам алфавита, ко всем звукам, которые они образуют.
Некоторые звуки произносятся сразу без изъяна, другие же никак не хотят усваиваться. Такие звуки необходимо сначала поставить, затем автоматизировать и закреплять в речи.
Постановка звука проводится после того, как отработана артикуляция звука, речевые органы подготовлены.
Для постановки используют следующие методы:
1. Подражание. Ребёнок рядом со взрослым напротив зеркала. Взрослый показывает, как произносить звук. Ребёнок повторяет. Сначала тренируются с гласными звуками (да-до-ду-ды) для твёрдого Д и (де-ди-дю-дя) для мягкого Дь.
2. Механический метод. Произносится «Б» — язык между губами. Логопед с помощью шпателя придавливает кончик язычка и заводит его за верхние зубы.
Эти способы эффективны для занятий ребёнка с близкими людьми, чтобы малыш чувствовал себя спокойно.
Сказка про букву Д
Доброе дело
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
— И-эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле.
«Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает»,— размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.
Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел.
«Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть.
Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.
— Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
— Да делать мне нечего, вот и грустный,— бурчит медведь.
— А ты можешь дудочку сделать?
— Дудочку?
А чего ее делать-то?! — оживился медведь и — раз-два! — сделал Димке дудочку.
— Вот это да! — обрадовался Дима.
— А моей сестренке Даше сделаешь?
— Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю,— заторопился медведь.
— Наконец-то для меня доброе дело нашлось!
(Г. Юдин)
Диагностика произношения Д
Из-за несформированности в детском возрасте артикуляционного аппарата звук Д может путаться с другими звуками: Т, Б или даже Г.
Встречаются следующие дефекты при произношении Д:
- Оглушение: Д — Т. Причиной оглушения является то, что артикуляция при Д схожа со звуком Т, а в результате недостаточной сформированности фонематического восприятия или дефектного развития речевого аппарата в целом звук заменяется на глухой парный Т. Дефект устраняется с помощью фонемы Б. В этом случае необходимо начинать постановку звука от слова БА.Произносим БА-БА, быстро, не делая пауз. Поднимаем язычок вверх, он продолжает работать БА-ДА, БА-ДА.Теперь Д становится более звонким, и в конце получаем ДА-ДА-ДА.
- Открытая гнусавость Д-Н. Нёбная занавеска слегка опущена, кончик языка пассивен, нет толчкообразных воздушных потоков изо рта, только сплошная струя воздуха из носовой полости. Необходимо устранить передачу воздушной струи через нос, а направить воздух через рот. Струя воздуха должна идти взрывно, толчками.
- Щёлкающее Д. Отрабатывать теми же способами, что и при 1 и 2 дефекте, добиваясь движения воздушной струи толчками, через ротовую полость.
Чтобы выявить недостатки звукопроизношения Д, следует провести небольшое диагностическое тестирование.
- Проговаривая предложения, где Д встречается довольно часто, попросить ребёнка повторить то, что он услышал. Можно взять такую фразу: Даша Дане дала дудку.
- Показать ребёнку несколько картинок, где изображены предметы или живые объекты, названия которых начинаются на Д или Дь. Затем ребёнок произносит, что изображено на иллюстрациях. Можно взять картинки с нарисованными: дети, дом, дятел, доска и т.п.
- На столе разложены картинки. Взрослый просит найти, показать и назвать любую из них. Все рисунки изображают предметы с названием на Д-Дь.
Продолжи фразу
У меня знакомых тьма.
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я — приветливая … (дверь).
Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить —
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем.
Отгадаешь под … (дождем).
Разместилась шавка с шиком
И была в восторге … (диком).
Мех у тети встал на шубе,
Как под ветром лист на … (дубе).
Шавке лаять не мешали.
На ошейнике … (медали).
Раз в трамвай залезла шавка,
Началась в трамвае … (давка).
Зимним воздухом дыша,
Шла на лыжах буква Ш,
Шла слегка вразвалочку,
И в дубраве, что бела,
Букве Д передала эстафеты палочку.
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись: … (дятел).
Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я … (дикобразу).
Ежик вырос в десять раз.
Получился … (дикобраз).
Звук Д
Буква Д передаётся звуками и . Если буква находится в конце слова или после неё идёт глухой согласный, то Д оглушается. В этом случае мы слышим и : «род», «гладь».
Звук Д является согласным, смычным. Это язычно-зубной звук, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.
Когда звук произносится изолированно, губы находятся в разомкнутом положении.
Резцы немного раздвинуты, язык напряжён.
Сначала образуется небольшая смычка между кончиком языка с верхними резцами, при этом боковые стороны языка соприкасаются с верхними коренными зубами.
Далее смычка как бы взрывается, и воздушная струя выходит наружу.
Мягкое нёбо в приподнятом положении. Связки сомкнуты, в момент смычки они слегка вибрируют.
Положение губ, работа языка и края резцов видимы.
Струя воздуха осязается в виде толчкообразного движения, гортань вибрирует.
Дыхательная гимнастика
Чаще всего рекомендуется использовать гимнастику по Стрельниковой. Но она допустима для занятий с детьми от 7 лет. И выполнять её следует под контролем взрослых, лучше специалиста.
1. Упражнение «Ладошки». Стоя прямо, согнуть руки в локтях, показывая ладошки взрослому. Руки сжимаются на вдохе в кулак, на выдохе разжимаются. Дыхание производится через нос. Задание выполняют 5 раз.
2. Упражнение «Погончики». Стоя прямо, руки сжать в кулак и прижать к поясу. Вдох — кулачки в пол, постепенно разжимая. Выдох — исходная позиция. Выполнение 5 раз.
3. Упражнение «Насос». Из положения «стоя» наклон вперёд, руки свисают. Как бы накачиваем шину. При вдохе наклон вперёд. При выдохе — исходное положение.
Для малышей подходят дыхательное упражнение «Трубочка». Вытягиваем губки вперёд. Вдох — через нос, выдох — через трубочку. Выполнять 5 раз.
Любое дыхательное упражнение необходимо выполнять под контролем специалиста и только после консультации с врачом.
История буквы Д
Церковно-славянское название этой букве «добро».
Внешность буквы Д заимствована из греческой буквы под названием «дельта», которая выглядит треугольником. Только вот ножки у печатного греческого варианта отсутствуют.
А вот на письме лапки прорисовываются.
Некоторые задаются вопросом, почему у печатной буквы Д две лапки, а на письме прописывают лишь один хвостик вниз.
Произошло это где-то в 14-17 веках. Тогда в русском языке началось формирование скорописи. И буквы алфавита начали терять некоторые свои изящные элементы.
Так произошло и со строчной Д. Она слегка округлилась, завитушки у неё поотваливались, а вместо этого снизу вырос хвостик-петелька.
Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование письменной буквы Д ещё только совершенствовалось, наблюдалось сразу два хвостика: сверху и снизу. Но вырисовывать такое чудо-юдо было не в правилах скорописи, поэтому верхний хвостик решили отсечь раз и навсегда.
Так буква приобрела тот вид, к которому мы привыкли сейчас.
И в 18 веке Петром Первым буква Д с одним хвостиком внизу была официально утверждена. Основанием к такому решению стало то, что две нижние лапки у буквы Д как бы остались, просто соединились в петлю.
Вариант с верхним хвостиком тоже оставался в ходу. Стали выбирать: либо нижний хвостик, либо верхний.
Именно написание буквы Д с верхним хвостиком-петлёй был популярен среди высокообразованных людей. Лев Толстой писал букву Д с верхней петлёй.
Простые же люди быстро перестроились на Д с нижней петелькой.
Буква Б занимает в русском алфавите второе почётное место. В глаголице она соответствует числовому значению 2.
В церковно- и старославянском алфавите ее называют «букы» или «буки», что в переводе означает «буква».
Буква Д — пятая с начала, двадцать девятая с конца алфавита относится к парным звонким согласным. Её пара звук — глухой согласный.
В начале слова и середине буква Д звучит звонко, а в конце слова оглушается, так что уже слышен её парный звук Т.
Пример: дерево — ведро — огород. В последнем слове мы слышим Т вместо Д.
В церковно- и старославянской азбуке называется «Добро».
Пришла в кириллицу из Византии, где её подруга «дельта» писалась «лапками вниз», как и современная буква Д.
Загадки для детей про букву Д
Кто проходит.
Кто уходит —
Все ее за ручку водят.
(Дверь)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг зеленый и хороший —
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек.
(Дерево)
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.
(Дорога)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Кто всю ночь но крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Он по-рабочему одет —
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.
(Дятел)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу.
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят.
Не воротятся назад.
(Дни недели)
Не живая — а идет.
Неподвижна — а ведет.
(Дорога)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез.
(Дым)
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(Душица)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Я из крошки-бочки вылез.
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Дождик теплый и густой.
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя стоит весь день на месте.
(Дверь)
Никого не обижает,
А ее все толкают.
(Дверь)
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,—
Спать немедленно зовет.
(День и ночь)
Я мохнатый, я кудлатый.
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом.
Над костром и пароходом,
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет.
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
Ходит взад и вперед,
Никогда не устает.
(Дверь)
Пословицы и поговорки на букву Д
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
За один раз дерева не срубить.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Судят не по словам, а по делам.
Два часа собирался, два часа умывался, один час утирался – сутки одевался.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Семеро одного не ждут.
Один задириха, другой — неуступиха.
Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Не учи безделью — учи рукоделью.
Лучший дар — ум.
Худшая беда — невежество.
Жизнь дана на добрые дела.
Держись за «небось», доколе не сорвалось.
«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.
Береги одежду снову, а честь и здоровье смолоду.
Ум да здоровье всего дороже.
Без трудов нет и плодов.
Без труда нет добра.
Доброе семя — добрый и всход.