- Фольклор в музыке
- Идеи глиняных фигурок
- Животные
- «Барыня»
- Аппликации на тему русских народных сказок
- В чём смысл фольклорных произведений
- Жанры фольклора
- Эпический род
- Лирический род
- Драматический род
- Примеры фольклора
- Золушка
- Кровавая Мэри
- Русский фольклор
- Изучение фольклора
- Игры и потешки в развитии речи
- Особенности фольклорных произведений
- Пословицы и поговорки
- Символика русских народных поделок
- Жанры фольклора
- Ход игры:
- Фольклор в разных видах деятельности
- Лексика поэмы и многообразие фольклорных жанров
- Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фольклор в музыке
Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.
Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).
Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).
Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как «Во поле берёза стояла». Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Идеи глиняных фигурок
Кукла – закрутка, что может быть проще для изготовления такой игрушки потребуется ткань и определённые навыки. Но можно сделать и красивую глиняную фигурку.
Животные
Начинать лепить из глины надо с самого простого. Допустим фигуру животного, рассмотрим этап лепки сказочного зверя поэтапно:
- Взять кусок глины такого размера, какой по размеру должна получиться фигурка.
- Размять вещество.
- Раскатать по поверхности.
- От раскатанной заготовки оторвать небольшой кусочек. Это будет голова.
- Скатать шарик из маленького кусочка (будущей головы) из остальной глины скатать «колбаску».
- На обоих концах кусочка «колбаски» сделать надрезы. Это будущее ноги животного.
- Изогнуть заготовку «колбаска» в фигуру желаемого животного. Получится туловище.
- Соединить туловище и голову.
- Сформировать мордочку.
Если планируется дальнейший обжиг не надо делать животное слишком большим. Это может затруднить погружения игрушки в печь для обжига.
«Барыня»
Кукла в народном костюме на примере Дымковской игрушки.
Рассмотри поэтапно, как выполняется изделие:
- Лепим юбку. Делаем широкое основание полое внутри. Скатываем жгутики и выкладываем их по кругу. По принципу: чем выше, тем уже.
- Выложенные жгутики разгладить, чтобы юбка смотрелась как цельный элемент. Должна получиться своеобразная ступа.
- Начинаем делать торс куклы. Скуриваем овал, на конце фигуры делаем овал уже, это будет шея. Насаживаем голову. В эту юбку-ступу вставляем торс с головой будущей куклы.
- Делаем руки. Опять скручиваем жгутики, это руки. На руках делаем рукава. С обратной стороны жгутик сплющиваем. Руки прилепляем к туловищу и складываем их на талию куклы.
- Делаем кокошник. Делаем жгутик, аккуратно его сплющиваем, сгибаем в полукруг, надеваем кокошник на голову.
- Лепим косу. Из двух жгутиков делаем спираль, изгибаем, закрепляем на затылке. Укладываем косу на плечо кукле.
- Делаем рюши для юбки. Жгутик волнообразно укрепляем на подоле.
Фигура Барыни готова, осталось её расписать:
- Кукла полностью покрывается белилами.
- Сушим.
- Красим туловище и косу. Юбку и кокошник не красим, оставляем для нанесения орнамента.
- Наносим узоры в стиле Дымковской игрушки. Основой узора такой игрушки являются точки, круги, волнистые линии и прямые линии.
- Рисуем лицо Барыне.
Аппликации на тему русских народных сказок
Аппликация – это изображения чего-либо с помощью наклеивания, вырезания из любого материалы или вышивания любым способом.
Аппликацию можно сделать в любом стиле по любому направлению, но рассмотрим тему русских народных сказок.
Для работы могут потребоваться:
- Белый картон формата А-4.
- Бумага для акварели формата А-3.
- Бумага с нанесённым на неё уже готовым рисунком.
- Белая и цветная бумага.
- Ножницы.
- Клей ПВА или клей-карандаш.
- Чёрный маркер.
Создаём основной фон:
- На бумагу для акварели приклеиваем картон.
- Из бумаги с нанесённым рисунком вырезаем разные фигуры, это будут полянки.
- Приклеиваем их на фон, который сделан из картона.
Делаем композицию: «Домик на цветущей полянке»:
- Для будущего окошка вырезаем из белой бумаги два элемента в виде цифры «9», но хвостик цифры делаем не закруглённый, а прямой.
- Соединяем элементы между собой.
- Наклеиваем окно на бумагу жёлтого цвета. Получилось светящееся окно.
- Вырезаем полоски из коричневой бумаги, это будет стена домика.
- Вырезаем треугольник, это крыша домика.
- Соединяем элементы на основном фоне.
- Из жёлтой бумаги вырезаем полукруг, это будет солнышко
- Вырезаем волнистыми линиями широкие неровные фигуры, это будут кусты и деревья.
- Всё это наклеиваем на основу.
- Вырезаем ровный круг, наклеиваем его около домика, рисуем на круге мордочку. Получилась сказка о колобке.
В чём смысл фольклорных произведений
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Жанры фольклора
Эпический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Былина |
Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка |
«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко» |
Историческая песня |
Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное |
«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов» |
Сказка |
Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка) |
Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…» |
Предание |
Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях |
Предание о Петре Первом» |
Сказ |
Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика |
«Артёмов ключ», «Еремеево слово» |
Лирический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Пословица |
Краткое поучительное изречение |
«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
Поговорка |
Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо |
«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара» |
Календарные обрядовые песни |
Песни, которые исполнялись во время календарных праздников |
«Завью венки» (песня для «зелёных святок») |
Семейные обрядовые песни |
Песни для свадеб и похорон |
«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб) |
Колыбельные |
Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка |
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» |
Семейные песни |
Грустные песни о сложностях в семейной жизни |
«На улице воробушек…», «Лучинушка» |
Любовные песни |
Песни о влюблённых |
«Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…» |
Причитания |
Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним |
«Плач невесты» , «Причитание по отцу» |
Частушки |
Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся») |
«Ой, маменька, тошно, Хвораю нарошно: Пеки пышки на меду — Я милого приведу» |
Драматический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Народная драма |
Произведения со сценическими элементами |
«Царь Максимильян», «Театр Петрушки» |
Примеры фольклора
Золушка
«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.
Кадр из фильма «Золушка», 1947, Ленфильм
Кровавая Мэри
Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)
Русский фольклор
Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.
В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.
Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!
В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.
Изучение фольклора
Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.
Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.
Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.
Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.
Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.
Игры и потешки в развитии речи
Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.
В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.
Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков
Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.
Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.
Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.
Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.
С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.
На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.
Особенности фольклорных произведений
Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:
- Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
- Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
- Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
- Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.
Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.
Пословицы и поговорки
Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица — ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.
Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, — не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.
Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.
Символика русских народных поделок
Наша игрушка не только красочна, а её образы радуют, и детвору и взрослых, но и несет символичность. В изготовленных из глины или дерева поделки живых существ или предметов заложен смысл. Каждая фигурка несёт свою информацию из прошлого:
- Петух – символизирует солнечный свет. Видимо потому, что эта птица раньше всех просыпается и сообщает миру о приходе нового дня.
- Коза – символ плодородия и неприхотливости.
- Коромысло – символ баланса в семье. А так как коромыслом носили воду в основном представители женского пола (девочки, девушки, женщины, бабушки) то за семейным балансом или ладом должна была отвечать хозяйка дома.
- Топор – это символ защиты от болезней и других неприятностей.
Жанры фольклора
Жанр
Произведения
Речь о герое, который сталкивается с небольшими трудностями или бедой, но не унывает и успешно все преодолевает. Жанр включает в себя волшебные, героические, приключенческие. В основе – чудесный мир
«Иван бесталанный и Елена Премудрая» «Иван-царевич и серый волк»
Сказка о животных
Герои – звери, птицы, рыбы – разговаривают, ссорятся, мирятся, учатся чему-то друг от друга. В основе этих сказок – тотемизм (вера в животного-покровителя рода)
«Кот и лиса», «Лиса и журавль»
Отображает обыденную народную жизнь. Конфликт в том, что честность, порядочность, благородство пусть и при некоторой наивности противостоят жадности, зависти и злобе, тем качествам, которые издавна порицаются в обществе.
«Морозко», «Сердитая барыня»
Недлинное словесно-музыкальное произведение, отражающее национальный характер, важные исторические события. Народная песня своеобразна по структуре и языку.
Обрядовые песни сопровождали колядки, также были распространены масленичные и жатвенные песни. С помощью них хотели оказать определенное воздействие на природу, вызвать богатый урожай. Песни необрядовые исполнялись по желанию в любое время года.
«Во поле береза стояла. », «Два веселых гуся», «Дубинушка»,
Героико-патриотическая песня-сказ о богатырях и исторических событиях на Руси. Этим произведениям присуща торжественность и грандиозность сюжетного действия.
«Илья Муромец и Калин-царь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
Устный, вполне достоверный рассказ об исторических событиях, реальных лицах, иногда о происхождении различных названий.
«О белгородском киселе», «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам»
Повествование о современных для рассказчика событиях или сравнительно недавнем прошлом. Сказ обычно не содержит фантастического элемента. Стиль повествования имитирует устную речь персонажа, не автора. Это достигается лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.
«Еремеево слово», сказы народов Пермского края
Короткое, законченное, образное высказывание с поучительным смыслом.
После драки кулаками не машут.
Бодливой корове бог рог не дает.
Образное выражение, описывающее какую-либо жизненную ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть.
Как сажа бела. Спустя рукава.
Произведение, в котором прозаические и песенные тексты получают воплощение в действиях и мимике актеров. Действие это равнозначно исполняемому тексту.
Большинство сказочных сюжетов, некоторые пословицы и песни встречается у многих народов мира. Фольклор схож в жанрах, сюжетах, художественных средствах, типах героев. Это неслучайно, ведь это народное искусство отражает общие закономерности развития народов. Иногда родство сюжетов и форм возникает благодаря близости быта, длительным политическим, экономическим и культурным связям. Географическая близость и передвижения народов также объясняют это сходство.
http://www.syl.ru/article/171928/new_ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryihttp://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.htmlhttp://bingoschool.ru/manual/34/
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь дочерей да семь сыновей!
Семь дочерей да семь сыновей!
Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)
С такими глазами, (широко раскрывают глаза,
С такими ушами, (оттягивают уши.)
С такими носами, (показывают нос).
С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)
С такой бородой (кланяются в пояс).
Ничего не пили, ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает «рожки» и т. д).
Дети повторяют ее движения.
Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)
Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.
Воспитатель: Следующее задание — загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Сказочные загадки:
Нет ни речки, ни пруда — где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Зеленая подружка — Царевна (Лягушка)
Кто в нарядно теплой шубе,
С длинной белой бородой.
Помогает добрым людям
И румяный и седой! («Морозко»)
Уплетая калачи
Парень ехал на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)
Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.
Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)
Дом построили друзья,
Жили весело, пока не пришёл под вечерок
Мишка, Мишенька -дружок
Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.
Как в народе говорят : Кончил дело — гуляй смело!
Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,
считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к
сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси — лебеди».
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси — лебеди».
2. Подвижная русская народная игра «Огородник».
Цель: приобщать детей к народной культуре,
развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).
активизировать словарный запас детей
уточнить значение слова «мелки».
Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Используемая литература
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Детство-Пресс, 2017 г. -304 с.
Фольклор в разных видах деятельности
Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:
- процесс образования;
- игровая деятельность;
- творчество по созданию чего-либо;
- проведение досуга;
- организация праздников.
Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.
Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.
Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.
Терминология
Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми.Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчикамиЗаклички – это обращения к природным явлениям.Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.
Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.
Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь
Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.
Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.
Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.
Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.
Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.
Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.
Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.
Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.
Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.
Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.
Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.
Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?
Лексика поэмы и многообразие фольклорных жанров
Произведение начинается как сказка: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…” Постепенно Некрасов окунает читателя в своеобразную неповторимую атмосферу русской жизни, которая невозможна без устного народного творчества. Оно хранит всю красоту и мудрость, которая веками накапливалась и приумножалась простыми людьми. Фольклор отнюдь не примитивен Автор мастерски играет жанровыми формами фольклора. В произведении много пословиц, поговорок, потешек. Некоторые главы написаны в форме предания (“Бабья правда”), очень близка к жанру легенда “История о двух великих грешниках”.
Общий народный характер произведения держится на фольклорных образах и лексике, поэме присущи выразительные средства и другие элементы, взятые из устного творчества. “Сторонушка”, “головушка”, “долюшка” – слова с уменьшительно ласкательными суффиксами используются автором настолько же часто, как и нейтральная лексика, это придаёт повествованию песенность, мелодичность. Традиционными “сказочными” тропами насыщен весь текст поэмы: “красна девица”, “слёзы горькие”, “ветры буйные”, “чужая сторонушка”. За особый слог и ритм произведения можно охарактеризовать его, как большую многосюжетную былину. В одной из глав “Горькое время – горькие песни” собраны все лирические и бытовые песни, которые подчёркивают несправедливость и непомерную тяжесть крестьянской доли. Даже “Весёлая” песня названа так только потому, что крестьяне не лишены иронии и сарказма в описании своей повседневной жизни.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто является автором фольклора?
Ответ. Народ.
Определите жанр фольклорного произведения «Вольга и Микула Селянинович».
Ответ. Это былина — эпическая песнь о богатырях. Оба главных героя былины — и Вольга, и Микула Селянинович — русские богатыри. В былине отдельно отмечены сверхвозможности Микулы Селяниновича, образ которого символизирует народную силу.
Эпиграф комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» («На зеркало неча пенять, коли рожа крива») является отдельным произведением фольклора. Назовите его жанр.
Ответ. Это пословица — краткое поучительное изречение. Данная пословица связана по смыслу с комедией «Ревизор»: в финале городничий сокрушается, что был обманут Хлестаковым, но не вспоминает, что сам жил обманом и стремился к обману.
Поделиться ссылкой