- Разновидности
- Женские
- Мужские
- Священные рощи
- Марийская культура
- Традиционный марийский костюм
- Название
- Марийцы
- Язык
- Происхождение марийского народа
- История марийцев
- Почитание усопших предков
- История
- Культура
- Марийские семейные традиции
- Традиции
- Известные марийцы
- Религия
- Религия
- Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»
Разновидности
В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:
- будничные наряды;
- свадебные;
- обрядовые;
- праздничные.
Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава.
Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.
Женские
Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:
- удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
- женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
- как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.
Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы.
В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник.
К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.
Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками.
Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.
Мужские
Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:
- рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
- кафтан;
- холщовые штаны;
- лапти или другая обувь;
- головной убор.
Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза.
В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов.
В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.
Священные рощи
Кусото — это священные рощи, которые так почитают марийцы. Религия подразумевает, что люди должны на общенародные моления приносить в рощи пурлык. Это жертвенные птицы, гуси или утки. Чтобы провести этот обряд, каждая семья должна выбрать самую красивую и здоровую птицу, ведь ее будет проверять на годность для обряда картам марийский жрец. Если птица годная, то у нее просят прощения, после чего проводят освещение с помощью дыма. Таким образом народ выражает свое уважение духу огня, очищающему пространство от негатива.
Именно в лесу молятся все марийцы. Религия этого народа построена на единстве с природой, поэтому они считают, что, прикасаясь к деревьям и проводя жертвоприношения, они создают прямую связь с богом. Сами рощи не высаживались специально, они там находятся с давнего времени. По легенде, еще древние предки этого народа выбрали их для молений, основываясь на том, как располагается солнце, кометы и звезды. Все рощи принято разделять на родовые, деревенские и всеобщие. Причем в одних можно молиться несколько раз в году, а в других — лишь единожды в семь лет. Большая энергетическая сила есть в Кусото, считают марийцы. Религия запрещает им ругаться, шуметь или петь, находясь в лесу, ведь по их вере природа и есть воплощение бога на Земле.
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Язык
Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.
Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:
- луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
- горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
- северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.
Происхождение марийского народа
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
История марийцев
На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались с ними.
Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.
Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:
- горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
- луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
- восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
- северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.
Почитание усопших предков
Марийцы не ходят на кладбища, они зовут умерших в гости каждый четверг. Раньше на могилах мари не ставили опознавательных знаков, сейчас же они просто устанавливают деревянные колоды, где пишут имена усопших. Религия марийцев в России очень похожа на христианскую тем, что на небе души живут хорошо, но живые верят, что их покойные родственники очень тоскуют по дому. И если живые не будут вспоминать своих предков, то их души станут злыми и начнут вредить людям.
Каждая семья устанавливает отдельный стол для умерших и накрывает его, как для живых. Все, что приготовлено на стол, должно стоять и для невидимых гостей. Все угощения после ужина отдают на съедение домашним животным. Этот ритуал также представляет собой прошение предков о помощи, вся семья за столом обсуждает проблемы и просит помочь найти их решение. После трапезы для умерших топят баню, и только через время туда заходят сами хозяева. Считается, что нельзя спать, пока все селяне не проведут своих гостей.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Марийские семейные традиции
У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.
На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.
Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.
В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.
У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».
По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.
По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.
Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.
В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.
Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Религия
Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.
В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:
- богиня рождения Илыш Шочын Ава;
- бог морей Мер Юмо;
- покровительница земли Мланде Ава;
- бог судьбы Пурышо;
- смерть Азырен;
- злые духи – Керемета и Вувета.
Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.
Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.
В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.
Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.
Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»
Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.