- Содержание
- Ошибки, связанные с неразвитым фонематическим слухом
- Практические упражнения
- Построение схемы пошагово
- Фонетический разбор – что это такое?
- Пособие ‘Домик буквы’
- Порядок фонетического разбора слова
- «Домики для звуков». Дидактическое пособие по обучению грамоте для подготовительной группы
- Звуковые домики
- Пособие для логопеда «Домик звуков»
- Лента букв и звуков
- Основные правила:
- Йотированные гласные звуки
- Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
- Частые ошибки
- Орфограммы в схемах
- Мастер-класс «Звуковые домики»
- Веселые липучки Дома для букв с буквами
- Число букв и звуков в словах
Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Известны детям еще с «дошкольных времен».
Они обозначают звуки речи. Их можно часто встретить на логопедических занятиях.
Гласный звук -
Слайд 3
-твердый согласный звук
мягкий
согласный звук — -
Слайд 4
-
Слайд 5
Для наглядности используются схемы-человечки. Цвет остается прежним, меняется форма – становится более схематичной и весомую роль приобретают детали.
-
Слайд 6
У звуковичков, обозначающих буквы гласных звуков нет шляпы и они в красных башмачках. На первом башмачке стоит знак ударения.
-
Слайд 7
Звуковички, обозначающие буквы согласных звуков имеют разные шляпы и башмачки (или синего, или зеленого цвета, или того и другого)
Шляпа-колокольчик
обозначает звонкость согласного.
Ботиночки одновременно и синего, и зеленого цветов говорят о том, что эта буква может обозначать и твердый, и мягкий звук. -
Слайд 8
Шляпа-шапокляк
Таким образом, при помощь звуковичков сразу могут быть показаны два важных
признака звука :
твердость-мягкость
глухость-звонкостьобозначает глухость согласного
-
Слайд 9
В русском языке есть всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц,не имеющие мягкой пары.
Изображаем их с синими башмачками на обеих ногах. -
Слайд 10
Есть согласные звуки всегда мягкие – ч, й, щ, не имеющие твердой пары. Они с зелеными башмачками на обеих ногах.
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Непарные глухие согласные
-
Слайд 13
-
Слайд 14
Парные согласные
-
Слайд 15
Непарные звонкие согласные
-
Слайд 16
Гласные первого ряда
-
Слайд 17
Гласные второго ряда
-
Слайд 18
Ошибки — «родители» опыта.
-
Слайд 19
Ошибки, связанные с неразвитым фонематическим слухом
Неразвитый фонематический слух в письменных работах учащихся приводит к трудности перевода фонемы в грамму. Возникают следующим ошибкам:
1.Смешение букв парных твёрдых и мягких согласных, акустически сходные звуки. В написанных словах появляются характерные ошибки: Педя (Петя), Парпос (Барбос), ребата (ребята), Луба (Люба), конки (коньки);
2 Неумение обозначать мягкие согласные в слиянии буквами е, ё, ю, я, и, мягким знаком, например: Льуда (Люда), Васьа (Вася). -
Слайд 20
3. Школьник не может установить порядка, в котором звуки следуют друг за другом в данном слове. Это приводит к перестановке букв на письме: кошка (кокша), март (матр) и т.д.
4. Пропуски согласных и гласных букв: стл (стол), сройка (стройка) и т.д.
5. Кроме того, у детей, испытывающих трудности со звуко-буквенным анализом может быть весьма медленный темп письма (чтения).
Посмотреть все слайды
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. , 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Построение схемы пошагово
Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.
Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:
- Прочесть предложение.
- Уловить смысл.
- Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
- По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
- Посчитать количество слов.
После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Пособие ‘Домик буквы’
Методическая разработка: Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Аннотация: Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.
Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.
Описание. Пособие представляет собой Домик, в одном из окон которого прорезано прямоугольное отверстие. Размер отверстия должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда опустить в него картинку. Над окном размещен пластиковый кармашек – «балкон», в который вставляется буква. Задняя часть крыши прикрепляется к Домику с помощью липучек и откидывается, когда необходимо достать картинки.
Домик может быть использован для обучения детей следующим умениям:
1) Определение наличия звука в слове.
Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и опустить их в окошко. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)
2) Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Если на балконе буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».
3) Слоговой анализ слова, определение ударного слога.
Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (на балкон помещается слоговая схема).
4) Звуковой анализ слова.
Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме.
В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку.
Дети, умеющие читать и писать, могут опустить в окошко карточку с написанным словом. Детей, нетвердо усвоивших образ буквы, можно попросить нарисовать и подарить букве ее портрет.
В качестве примера приведем план логопедического занятия в средней группе с использованием «Домика буквы».
Тема: «Звук и буква А».
1. Знакомство с буквой А. Буква появляется из домика и размещается на балконе. 2. Знакомство со звуком А. Характеристика и артикуляция звука. 3. Выделение звука из ряда гласных. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь А». 4. Определение первого гласного звука в слове. Подбор картинок на звук А. Игра «Подари подарок букве». Дети опускают картинки в домик. 5. Динамическая пауза. 6. Припоминание слов на звук А. «Что лежит в домике?» 7. Развитие психических процессов (памяти, внимания). Игры с картинками «Что пропало? Что изменилось?» 8. Работа над слоговой структурой. Отхлопывание названий картинок по слогам. 9. Развитие фонематических представлений. Самостоятельный подбор слов на звук А. «Придумай и нарисуй картинку для буквы». Дети опускают в домик свои рисунки. 10. Завершение занятия. Буква А хвалит детей и прячется в домик.
По нашим наблюдениям, детей привлекает как игровая ситуация, так и сам процесс опускания картинок в окно домика. Работа, организованная таким образом, усиливает желание найти нужную картинку, самостоятельно подобрать слово, повышает интерес детей к занятию в целом.
Люлина А.К., учитель-логопед
Loading …
logoportal.ru
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
- гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
- обязательно ставится ударение;
- звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
- мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.
«Домики для звуков». Дидактическое пособие по обучению грамоте для подготовительной группы
Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.
Задачи: учить определять наличие заданных звуков в словах и дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости, развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к речевому творчеству. Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости
Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости.
Правила игры:
Вариант 1.
Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него.
Вариант 2.
Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек (2,3…) и одна фишка. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка (и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего или зелёного. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.
Вариант 3
Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок придумывает слово на выпавшую букву: с мягким согласным, если кружок вокруг буквы зелёный и с твёрдым согласным, если кружок вокруг буквы синий. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до конца поля и безошибочно назовёт слова. Если слово придумано неверно, ребёнок пропускает ход.
dohcolonoc.ru
Звуковые домики
Юлия Шакирова Звуковые домики
Учителя-логопеды часто в своей работе с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте используют пособия «Звуковые домики»
. Существует множество вариантов данного пособия. Представляю свой вариант. Пособие состоит из двухдомиков: красного цвета — для букв, обозначающих гласные звуки, и синего цвета — для букв, обозначающих согласные звуки.Пособие помогает в игровой форме:
1. Знакомить дошкольников со звуками и буквами.
2. Учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
3. Способствовать автоматизации и дифференциации звуков.
4. Развивать фонематические процессы.
Домики вырезала из ДСП, оклеила самоклеющейся плёнкой красного и синего цвета. В строительном магазине подобрала подходящий уголок белого цвета, разрезала по ширине домиков и приклеила. На красный домик приклеены три «этажа»
уголка.
На синий — пять «этажей»
«Этажи-полочки»
покрасила в цветдомиков акриловой краской. Пособие прочное, легко моется, прошло проверку временем, активно используется в течении трёх лет. В домики выставляю буквы с символами звуков, картинки с заданным звуком, использую для проведения разнообразных дидактических игр.
Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки» В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры.
Конспект занятия «Звуковые анализы букв у и ю» Демонстрационный материал. Доска,указка,наборное полотно,касса букв,фишки,колпачки (треугольники). Раздаточный материал:рабочие тетради,кассы.
Дидактическая игра «Домики» Воспитатель: Грачева Олеся Петровна МБДОУ «Курашимский детский сад Лесная сказка» Совместная деятельность с детьми второй младшей группы.
Домики для птиц Заботиться о птицах можно, бросая им хлебные крошки или семечки. Голуби и воробьи с удовольствием слетаются на такое угощение. Мы помогли. Фотоотчет «Домики-кормушки» фотоотчет: «Домики-кормушки» Цель: Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового. Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Звуковые домики» Для создания дидактической игры нам понадобится: • Распечатанные на плотном картоне буквы-звуки (буквы красного цвета обозначают гласные
Фотоотчет «Домики для птиц» Зима-это такое время, когда наши крылатые друзья нуждаются в наше заботе и внимание. И мы в месте с родителями и детьми провели акцию «Кормушки
Подарим домики скворцам! В нашей группе «Жемчужина» родители активно проявили себя в изготовлении скворечников. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся. Учебно-методический комплект Дидактические пособия: «Звуковые коврики» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Ивделя. Учебно-методический комплект Дидактические.
Источник
Пособие для логопеда «Домик звуков»
Многофункциональное пособие своими руками.
Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными материалом по теме, но не перегружающими психику ребенка. У каждого логопеда есть свои методы и приемы решения коррекционных задач. Многофункциональное настенное пособие выполнено на магнитной основе и создает возможности для успешного устранения речевого дефекта
Во время подгрупповых или индивидуальных занятий с использованием игр и упражнений стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и главное решаются следующие задачи: — автоматизация поставленных звуков; — формирование звукослоговой структуры слова; — пополнение активного и пассивного словаря; — формирование навыков анализа предложений со зрительной опорой; — формирование речевого этикета; — развитие связной речи; — формирование навыков фонематического анализа и синтеза; — развитие пространственных представлений; — формирование навыка осознованого чтения; — развитие ручной моторики. « Домик звуков» Задачи
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия, в том числе и буквенного образа. Развитие пространственных представлений. Развитие ручной моторики.Оборудование Домик звуков, магнитные трафаретные буквы, фишки для звукового анализа слова. 1. «Засели букву в домик» Дети дают характеристику звуку и заселяют в «квартиру», звонкие согласные – в сине-зеленые квадраты с колокольчиком, парные глухие в сине-зеленые квадраты, всегда твердые – в синие квадраты, всегда мягкие – в зеленые квадраты. 2. «Где находится буква?» Ребенок объясняет местонахождение заданной буквы в домике, активизируются предлоги (под, над, около, слева, справа). 3. На доске крепится картинка. Ребенок выполняет звуко — буквенный анализ слова. 4. «Угадай на ощупь» Предлагается, на ощупь определить какая буква в руках.«Разложи предметы по кармашкам (балконы)»Задачи Закреплять умения выделять первый звук в словах, последовательно перечислять все звуки в слове, распознавать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие. Развивать мелкую моторику.Оборудование Предметные картинки. Разложить предметные картинки по трем кармашкам (балкончики) в соответствии с местонахождением заданного звука (начало, середина, конец слова).«Лечение слов» Задачи Развитие ручной моторики, психических процессов.Оборудование Карточки букв. На магнитной доске выложены слова, в которых две буквы переставлены местами. Игровая ситуация: «На слова дул сильный ветер, буквы перепутались и заболели. Нам нужно им помочь, вылечить их, поставить все буквы на свои места». Ребенок составляет правильно слово и читает «вылеченное» слово: кааш (каша), луан (луна), мотс (мост), сонса (сосна) и т.д.«Предложение»Задачи Упражнение в составлении схемы предложения. Развитие связной речи, пространственной ориентации, ручной моторики, психических процессов.Оборудование Магнитные схемы предложения, сюжетные картинки для составления предложений. 1.Ребенок составляет предложения по сюжетной картинке, анализирует и выставляет схему предложения. 2. Ребенок слушает рассказ и составляет схемы предложений.«Что не так?»Задачи Упражнение в чтении слов. Развитие ручной моторики.Оборудование Карточки букв. На доске составлены слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (кони – кино, нос – сон, пила – липа и т.д.) или буквенным составом (слон – стон, рак – мак, дом – том и т.д.) Ребенок читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось. И другие игры: «Что лишнее?», «Сколько слогов?», «Подбери картинки на заданный звук», «Рассели животных». На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, адекватно оценивать свои успехи, успехи своих товарищей, это способствует закреплению речи и гармоничному развитию.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук . Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук . Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук . Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук . Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
Напомню, что
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
Орфограммы в схемах
Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.
Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.
Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.
Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.
– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?
– Сережка! I__!
Мастер-класс «Звуковые домики»
Людмила Макарова Мастер-класс «Звуковые домики»
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук»
. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образомзвука, его артикуляционным укладом и термином. С помощью этого пособия решаются следующие задачи:
1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности»
(ФГОС ДО,способствуя:
•овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
• формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
• овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
• развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
3. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми
фонетико-фонематической стороной речи.
Звуковой домик изготовлен из листа толстого картона, оклеен цветной бумагой.
На домик наклеены пластмассовые уголки, благодаря которым картинки хорошо держатся на пособии.
Изображения одинаковых домиков привлекает внимание детей, заставляет быть внимательным, рассматривая его и видеть, чем они отличаются друг от друга (на изображении дыма нарисована буква)
Для выполнения задания подобраны картинки с соответствующим звуком.Обязательное условие: звук должен быть под ударением.
Детям раздаются домики. Педагог сначала сам проговаривает слово, утрируя звук, чтобы дети его услышали. На последующих занятиях дети сами подбирают картинки к своему домику – звуку. Игра «Какой звук потерялся?»«Рассели картинки по своим домикам» ,«Расскажи, кто поселился у тебя в домике?» и т. д.
Спасибо за знакомство с моей работой.
«Звуковые шапочки». Картотека игр по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2.
Мастер-класс «Поделка «Домики к сказке «Три поросенка» для группы «особый ребенок» Мастер класс «Поделка домики к сказке «Три поросенка» из пластиковых бутылок для инсценировки сказки» Работа не сложная, но потратить 1,5-2.
Методическая разработка к дидактическому пособию «Звуковые сенсорные дорожки» Методическая разработка к дидактическому пособию «Звуковые сенсорные дорожки» Краткая аннотация пособия. Дидактическое пособие «Звуковые.
Дидактические пособия «Математические кармашки», «Звуковые кубики», балансир «Чудо-досочка» Дидактическое пособие «Математические кармашки» Возраст: с 4 лет Материал: 1) 3 кармашка из ткани, соединенных между собой.
Пособие «Звуковые часы» Для того, чтобы сделать такое пособие понадобятся самые простые материалы:картон, цветная бумага, канцелярская кнопка, ножницы, двойной.
Источник
Веселые липучки Дома для букв с буквами
Развивающее дидактическое пособие ковролиновый конструктор Дома для букв с буквами – это отличная возможность научить своего ребёнка в интересной игровой форме различать гласные и согласные, запомнить буквы. Фигурки легко при помощи липучек прикрепляются в домиках. Игра уже давно успешно используется в детских садах.
Ковролиновый конструктор – реализм и качество:
- материал очень плотный и качественный, не рвётся, не мнется, не теряет форму;
- проклейка и разрисовка – ручная работа;
- многоразовые липучки;
- реалистичные легко узнаваемые элементы.
В набор входят:
- 4 дома;
- надписи Гласные, Согласные;
- буквы 36 штук;
- 2 дерева, 3 элемента травы, облако 3 штуки.
Как играть?
Поселите буквы в правильные домики: гласные и согласные. Можно делать это по очереди, можно устроить среди детей соревнование, раздать каждому по домику – кто быстрее наполнит свой. Или взрослый показывает букву – кто первый правильно отгадает, тот её и забирает. Можно также спрашивать про согласные: глухой-звонкий, про гласные: один звук или два.
Буквы ходят в гости
Начинаем учиться читать. Приведите гласную букву в гости к согласным, пусть она споет песню в паре с каждым из них. Потом наоборот какая-то согласная идет к гласным в домик. Предложите ребёнку самостоятельно выбирать букву, чтобы повысить интерес к занятию.
Дождик начинается!
Игра для весёлого запоминания названий букв. Берём несколько букв и выпускаем их гулять играть на травке. Проговариваем названия всех. Дальше прикрепим облако, символизирующее начало дождя. И теперь начинаем звать буквы в домик по имени: «Буква А, беги домой, дождь начинается». Ребёнок будет помогать буквам. Меняйтесь местами.
Волшебная история
Рассказываем историю, добавляя в неё слова, выложенные из букв. Это может быть как известная сказка, так и придуманный сюжет. Например, снесла курочка ЯИЧКО. Слово яичко должен дополнить и выложить ребёнок.
Правильно или неправильно
Игра в учителя. Выкладываем слова со смешными и понятными ребёнку ошибками: вместо СУП – СИП, пусть пробует исправить.
liplip.club
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: (4 буквы, 3 звука), (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным и гласными:, , . Пример:ёлка (4 буквы, 5 звуков), юг (2 буквы, 3 звука), ягода (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд (7 букв, 7 звуков), отъезд (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.